klandaic 
                                  angel.gif                       Библиотека Барышникова

Библиотека в интернет

Главная

Содержание

литература

фортепьяно

хор

гитара

Музыкальный сайт

хор



Учись читать музыку по нотам!

Учебное пособие

http://serioga.klandaic.com/Themes//default/images/bbc/bbc_hoverbg.gif СОЛЬФЕДЖИО

Для I - II классов ДМШ
Наталья Давидовна Баева Татьяна Александровна Зебряк
Редактор В.М. Григоренко Художник А.П. Янушкевич
http://serioga.klandaic.com/Themes//default/images/useroff.gif  Лицензия на издательскую деятельность Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций ИД №04268 от 15.03.2001

ОТ СОСТАВИТЕЛЕЙ

Предлагаемое пособие по курсу сольфеджио для первого и второго классов детских музыкальных школ составлено на основе действующей программы.

Материал подобран с учетом особенностей детского голосового аппарата, последовательности в развитии музыкального слуха, ритма, диапазона детского голоса, дыхания и расположен в объеме первого - второго классов согласно требованиям методики обучения.
При составлении данного пособия авторы использовали не только ранее изданные курсы сольфеджио и муз. грамоты, но также и различные сборники песен для детей.
В начале пособия помещен вводный раздел, рассчитанный на предварительное воспитание вокально-интонационных и метрических навыков. Построен настоящий раздел на коротких попевках в диапазоне октавы. Интонационная структура попевок близка народному складу, что подготавливает учащихся к восприятию в дальнейшем ладовых особенностей народной музыки.
Авторы обращают особое внимание на развитие метроритма в "Сольфеджио". Прямые линии в схеме тактирования на http://library.klandaic.com/music/solfe/sol%20(11).JPGhttp://library.klandaic.com/music/solfe/sol%20(10).jpghttp://library.klandaic.com/music/solfe/sol%20(12).jpg завершаются точками, обозначающими фиксацию каждой доли такта. Ощущение граней долей, навык тяготения в сильное время такта (особенно в 1-ую долю) и необходимая для музыкального развития учащихся координация движений вырабатываются путем совпадения начала каждой доли в пении с фиксацией в тактировании.
Обязательный прием певческого развития метра— пульсация дана восьмыми в разделе http://library.klandaic.com/music/solfe/sol%20(13).jpg второго класса (пульс четверти должен систематически развиваться на занятиях с №1).
Весь материал "Сольфеджио" рассчитан на исполнение без сопровождения. По сложившейся традиции русских сольфеджистов значительное внимание в пособии уделено тональности До мажор, в которой для выработки у учащихся нетемперированного строя необходимо с первых номеров начать развитие навыков высокой певческой позиции.
Ощущение поступенного движения в тональности До мажор закрепляется при изучении разных ритмов в разделах "Паузы", "Затакт" и "Восьмые".
Проработку скачков в мелодическом движении следует начать с развития у учащихся ощущения устойчивых звуков лада — прежде всего I и V ступеней, как наиболее легко интонируемых, а затем более трудной III ступени в сочетании с I и V ступенями. Одновременно с работой над интонированием отдельных устойчивых ступеней необходимо петь трезвучие целиком как настройку в тональности До мажор.
После усвоения устойчивых звуков даются разделы, связанные с интонированием неустойчивых звуков: опевание ступеней мажорного трезвучия, вводные звуки.
Полутон и целый тон изучаются на основе мажорной диатоники. К осознанному интонированию полутонов (как к 1/4 и к 1/8 тона) возможно приступить в разделе строения гаммы До мажор, данному по тетрахордам со схемой внутреннего чередования тонов и полутонов.
Следующий раздел знакомит учащихся с новой тональностью — Ре мажор, наиболее удобной для пения в тесситурном отношении.
http://serioga.klandaic.com/Themes//default/images/useron.gif  Пройденные тональности закрепляются на ином метрическом материале ( размер).
Тональности Соль мажор и Фа мажор прорабатываются в таком же порядке, как и До мажор. Перед изучением новой тональности выписываются ее гамма, тоническое трезвучие и вводные звуки. Кроме того, помещен ряд упражнений, в которых усваиваются все трудности, встречающиеся в мелодиях данного раздела.
Тема ладовой связи неустойчивых звуков с устойчивыми получает продолжение в курсе второго класса. Здесь дается представление о скачках с неустойчивых звуков на устойчивые и об их связи с одним или двумя звуками тонического трезвучия (разрешением).
Далее, после краткого повторения размера в более усложненном виде, чем в первом классе, начинается проработка размера % , который в первом классе приводился только для ознакомления.
В раздел ля минор включено последовательное прохождение двух видов минора — натурального и гармонического. Учитывая тесситурные возможности голосов детей в возрасте 8-9 лет, авторы почти не используют в ля миноре звук ми второй октавы, так как он труден для интонирования.
Первый звук гаммы ля минор — ля малой октавы — тоже труден для детей указанного возраста, поэтому авторы рекомендуют начинать петь первый тетрахорд гаммы ля минор с ля первой октавы, а второй тетрахорд гаммы — с ми первой октавы:

Тем же приемом предлагается петь гаммы Соль мажор и Фа мажор.

Далее прорабатываются новые ритмические фигуры: четверть с точкой и восьмая, четыре шестнадцатых. Сначала даны примеры с шестнадцатыми на слабой доле, потом — на сильной. Как показывает опыт работы, подобная последовательность способствует успешному освоению ритма.
Следующий раздел посвящен интервалам. Они расположены в таком порядке: прима, секунда, терция, кварта, квинта, октава. Их изучение связывается с ранее пройденными темами: поступенным движением и скачками от звуков тонического трезвучия.
В частности:
Секунда мыслится как поступенное движение;

Терция — как движение по звукам трезвучия;

Кварта — как скачок с V ступени на Vlll(l) ступень;

Квинта — как скачок с I ступени на V ступень;

Октава — как скачок с I ступени на Vlll(l) ступень или с V ступени на V ступень.
После разделов "Интервалы" и "Шестнадцатые" вводятся новые тональности, изучение которых предусмотрено программой курса сольфеджио для второго класса.

В конце второго класса помещен раздел "Каноны" как подготовка к развитию многоголосия.

Особенность данного пособия — предоставление полной свободы в выборе порядка пользования номеров. Сольфеджио для начальных классов детских музыкальных школ следует использовать как во время занятий в школе, так и при самостоятельной работе дома. Выученные детьми мелодии (по выбору педагога) рекомендуется записывать по памяти. Такая форма музыкального диктанта целесообразна особенно на первых этапах музыкального обучения.
Наталья Давидовна Баева, Татьяна Александровна Зебряк
http://instruktash.klandaic.com/html_tutorial/warna%20warni7%20garis.gif
http://klandaic.com/library/music/music4.gifhttp://library.klandaic.com/music/solfe/sol%20(2).jpg

СОДЕРЖАНИЕ:

   Первый класс

http://klandaic.ru/Themes//default/images/post/lamp.gif 1. Подготовительные упражнения для развития вокально-интонационных навыков    

http://klandaic.ru/Themes//default/images/post/lamp.gif 2.     Тональность До мажор. Размер две четверти

http://klandaic.com/avto/img/ben.png1.         Четверти   половинные

http://klandaic.com/avto/img/ben.png2.         Пауза четвертная, половинная и на целый тактЗатакт

http://klandaic.com/avto/img/ben.png3.         Восьмые  

http://klandaic.com/avto/img/ben.png4.        Затакт  Пауза восьмая http://library.klandaic.com/music/solfe/sol%20(9).jpg

http://klandaic.com/avto/img/ben.png5.        Уcтойчивые звуки — трезвучие (ступени I, III, V). Скачок с одного устойчивого звука на другой

http://klandaic.com/avto/img/ben.png6.        Вводные звуки (ступени VII, II)

http://klandaic.com/avto/img/ben.png7.        Опевание звуков мажорного трезвучия

http://klandaic.com/avto/img/ben.png8.        Строение гаммы До мажор

http://klandaic.ru/Themes//default/images/post/lamp.gif 3. Тональность Ре мажор

http://klandaic.ru/Themes//default/images/post/lamp.gif 4. Размер три четверти 

http://klandaic.ru/Themes//default/images/post/lamp.gif 5. Тональность Соль мажор

http://klandaic.ru/Themes//default/images/post/lamp.gif 6.  Тональность Фа мажор

http://klandaic.ru/Themes//default/images/post/lamp.gif 7. Размер четыре четверти  http://library.klandaic.com/music/solfe/sol%20(12).jpg

http://klandaic.ru/Themes//default/images/im_sm_newmsg.gif  Вопросы по сольфеджио за первый класс

   Второй класс

http://klandaic.com/avto/img/ben.png 8. Тональность До мажор. Неустойчивые звуки (ступени II, IV, VI, VII). Разрешение

http://klandaic.ru/Themes//default/images/staradmin.gif 1.        Скачки с неустойчивых звуков (ступеней) на устойчивые

http://klandaic.ru/Themes//default/images/staradmin.gif 2.        Скачки с устойчивых звуков (ступеней) на неустойчивые

http://klandaic.com/avto/img/ben.png9. Размер три четверти http://library.klandaic.com/music/solfe/sol%20(10).jpg

http://klandaic.com/avto/img/ben.png10.  Размер четыре четверти http://library.klandaic.com/music/solfe/sol%20(12).jpg

http://klandaic.com/avto/img/ben.png11. Тональность ля минор

http://klandaic.ru/Themes//default/images/im_off.gif1.        Натуральный минор

http://klandaic.ru/Themes//default/images/im_off.gif2.        Гармонический минор

http://klandaic.com/avto/img/ben.png 12.  Четверть с точкой и восьмая  http://library.klandaic.com/music/solfe/sol%20(13).jpg

http://klandaic.com/avto/img/ben.png 13. Интервалы

http://klandaic.ru/Themes//default/images/post/moved.gif1.        Прима. Секунда. Терция

http://klandaic.ru/Themes//default/images/post/moved.gif2.        Кварта

http://klandaic.ru/Themes//default/images/post/moved.gif3.        Квинта

http://klandaic.ru/Themes//default/images/post/moved.gif4.        Октава

http://klandaic.com/avto/img/ben.png 14.  Шестнадцатые http://library.klandaic.com/music/solfe/sol%20(14).jpg

http://klandaic.com/avto/img/ben.png15.  Тональность Фа мажор

http://klandaic.com/avto/img/ben.png 16. Тональность ре минор

http://klandaic.ru/Themes//default/images/bbc/quote.gif1.        Натуральный минор

http://klandaic.ru/Themes//default/images/bbc/quote.gif2.        Гармонический мино

http://klandaic.com/avto/img/ben.png17.  Тональность Соль мажор

http://klandaic.com/avto/img/ben.png 18. Тональность ми минор

http://klandaic.ru/Themes//default/images/useron.gif 1.       Натуральный минор

http://klandaic.ru/Themes//default/images/useron.gif 2.         Гармонический минор

http://klandaic.com/avto/img/ben.png 19. Тональность Ре мажор

http://klandaic.com/avto/img/ben.png 20.  Тональность Си-бемоль мажор

http://klandaic.com/avto/img/ben.png21.  Каноны

http://klandaic.ru/Themes//default/images/im_sm_newmsg.gif  Музыкальные знаки

 

۝http://serioga.klandaic.com/Themes//default/images/useron.gif   Рабочая тетрадь 2 класс

http://avto.klandaic.com/img/line.gif

Читаем далее

Вопросы по сольфеджио за первый класс:

Первый проверочный класс

1.        Сольфеджио - занятие, способствующее развитию - музыкального слуха и навыкам пения по нотам.

2.        Нотный стан - пять горизонтальных линий, на которых размещаются ноты

3.        Нота - знак для записи высоты и длительности звука

4.        Длительности НОТ:  - целая,  -половинная,  - четверть, - восьмая

5.        Ключ - знак, определяющий место звука на нотоносце

6.        Скрипичный ключ - знак, обозначающий, что нота «соль» 1 октавы, находится на второй линии нотоносца

7.        Тактовая черта - вертикальная черта, разделяющая такты

8.        Такт - расстояние от одной тактовой черты -до другой

9.        Октава - группа звуков от «до» до каждого следующего «до»

10.      Фраза - деление мелодии на части

11.      Метр - чередование сильных и слабых долей

12.      Размер - количество долей в такте.

13.      Двухдольный размер (2/4) - сильная доля, чередуется с одной слабой долей

14.      Трехдольный размер (3/4) - сильная доля чередуется с двумя слабыми долями

15.      Четырехдольный размер (4/4) - сильная доля чередуется стремя слабыми долями

16.      Реприза - знак повторения

17.      Пауза - знак молчания

18.      Затакт — не полный такт

19.      Гамма - звуки, расположенные по порядку вверх или вниз от тоники до тоники.

20.      Ступень - порядковое обозначение звуков лада римскими цифрами

21.      Тоника - первая ступень лада

22.     Трезвучие - аккорд из трех звуков

23.     Тоническое трезвучие - аккорд из 3-х устойчивых звуков

24.      Аккорд - созвучие из трех и более звуков

25.     Устойчивые ступени: I, III, V

26.      Неустойчивые ступени: II, IV, VI, VII

27.      Разрешение - переход неустойчивого звука в устойчивый: II → I, IV→ III, VI→ V , VII→VI

28.      Группировка - распределение длительностей в такте

29.      Динамические оттенки - сила звука

30.     Форте - громко,

31.      Пиано -тихо

32.      Мецо форте - не очень громко

33.      Мецо пиано - не очень тихо

34.      Пианиссимо - очень тихо

35.      Фортиссимо - очень громко

Разделительная линия





































































































читаем даее

wwerx.Музыкальные знаки:

Линии

Нотостан

Нотный стан (нотоно́сец)
Один из главных элементов нотной записи — линейка, на которой размещаются все остальные символы. Каждая из пяти линий нотного стана, а также промежутки между ними соответствуют семи повторяющимся ступеням 
диатонического звукоряда. Линии носят названия порядка, отсчитываемого с самой нижней — первой, до самой верхней — пятой линии. Соответствие линий нотоносца и ступеней звукоряда устанавливается с помощью ключа. Для записи партитур клавишных инструментов применяется фортепианная система записи, когда два нотоносца (в басовом и скрипичном ключах) объединены в одну систему фигурной скобкой — акколадой.

Добавочные ли́нии
применяются для расширения нотного стана, если высота звука ноты не попадает на линии нотоносца. Применение более четырёх добавочных линий в любом направлении редко бывает оправдано. Добавочные линии носят названия порядка, отсчитываемого от основных линий (для верхних добавочных линий отсчитываются вверх, для нижних — вниз).

Тактовая черта
Используется для отделения тактов (см. 
Метр ниже). С помощью тактовых черт соединяются верхний и нижний нотоносцы при использовании фортепианной системы.

Двойная тактовая черта
Отделяет друг от друга два фрагмента произведения.

Пунктирная тактовая черта
Разделяет длинные такты на короткие отрезки для облегчения чтения.

Акколада, скобка
Объединяет два или более нотных стана, которые играются одновременно. В зависимости от того, играет ли один инструмент, или разные может применяться соответственно акколада или скобка (не показана).

ключи

Ключ «соль»

Центр спирали определяет линию или промежуток, на которой помещается нота «соль» первой октавы (приблизительно 392 Гц). На рисунке ключ помещает ноту соль первой октавы на вторую линию снизу. Размещённый таким образом ключ называется скрипичным и является наиболее часто применяемым в современной нотации ключом.

Music-Cclef.svg    Ключ «до»

Этот ключ указывает на линию (реже на промежуток), где расположена нота «до» первой октавы (приблизительно 262 Гц). На рисунке ключ помещает ноту «до» первой октавы на среднюю линию. Такой ключ называется альтовым.

Music-Fclef.svg     Ключ «фа»

Этот ключ определяет положение ноты «фа» малой октавы (приблизительно 175 Гц). На рисунке нота «фа» малой октавы помещена на вторую линию сверху. Размещённый таким образом ключ «фа» называется басовым.

Music-neutralclef.svg    Нейтральный ключ

Применяется для записи инструментов с неопределённой высотой звучания, например, перкуссионных. Каждая линия или промежуток нотоносца в таком ключе представляет один инструмент из определённого набора (например, ударной установки). На рисунке изображены два возможных начертания нейтрального ключа. Также нейтральный ключ может размещаться на специальном однострочном нотоносце для каждого шумового инструмента. 

Скрипичный и басовый ключи могут применяться со сдвигом на одну или две октавы вверх или вниз. Под ключом пишется число 8 или 15 для сдвига вниз на одну или две октавы соответственно. Аналогично, число 8 или 15 над ключом сдвигает диапазон ключа на одну или две октавы вверх. Иногда сдвиг на одну октаву вверх обозначают начертанием двух нотных ключей вместо одного.

Ноты

Музыкальные знаки

Паузы
Длительность        Music-quadwholenote.svg        Лонга Или «четверная», четыре целых, применялась в старинной музыке. Продолжительность: R × 16 http://library.klandaic.com/music/solfe/sol%20(96).jpg
http://library.klandaic.com/music/solfe/sol%20(97).jpg Бревис Или «двойная». Длительность: R × 8 http://library.klandaic.com/music/solfe/sol%20(98).jpg
http://library.klandaic.com/music/solfe/sol%20(99).jpg Целая Или семибревис. Длительность: R × 4 http://library.klandaic.com/music/solfe/sol%20(100).jpg
http://library.klandaic.com/music/solfe/sol%20(101).jpg Половинная Или «вторая». Длительность: R × 2 http://library.klandaic.com/music/solfe/sol%20(102).jpg
http://klandaic.com/library/music/solfe/sol%20(103).jpg Четвертная Или «четвёртая». Длительность: R http://library.klandaic.com/music/solfe/sol%20(104).jpg
http://library.klandaic.com/music/solfe/sol%20(105).jpg Восьмая Длительность: R / 2 http://library.klandaic.com/music/solfe/sol%20(106).jpg
http://library.klandaic.com/music/solfe/sol%20(107).jpg Шестнадцатая Длительность: R / 4 http://library.klandaic.com/music/solfe/sol%20(108).jpg
http://library.klandaic.com/music/solfe/sol%20(109).jpg Тридцать вторая Длительность: R / 8 http://library.klandaic.com/music/solfe/sol%20(110).jpg
http://library.klandaic.com/music/solfe/sol%20(111).jpg Шестьдесят четвёртая Длительность: R / 16 http://library.klandaic.com/music/solfe/sol%20(112).jpg
http://library.klandaic.com/music/solfe/sol%20(113).jpg Сто двадцать восьмая Длительность: R / 32 http://library.klandaic.com/music/solfe/sol%20(114).jpg
http://library.klandaic.com/music/solfe/sol%20(115).jpg Двести пятьдесят шестая Длительность: R / 64 http://library.klandaic.com/music/solfe/sol%20(116).jpg
http://library.klandaic.com/music/solfe/sol%20(117).jpg

Сгруппированные ноты

 Вязка (или ребро) соединяет восьмые и более короткие соседние ноты. Число вязок равно числу флажков у не группированных нот.

http://library.klandaic.com/music/solfe/sol%20(118).jpg

Точка

Точка, помещённая рядом с символом ноты или паузы, увеличивает длительность. Одна точка увеличивает длительность на половину её значения, две — на 3/4 значения, три — на 7/8 и т. д

http://library.klandaic.com/music/solfe/sol%20(119).jpg

Оркестровая пауза, тацет (много тактовая пауза)

Обозначает длинную много тактовую паузу. Число сверху обозначает число тактов, которые исполнитель должен пропустить.

http://library.klandaic.com/music/solfe/sol%20(120).jpg

Триоль

Уменьшает длительность трёх помеченных нот (или пауз) так, чтобы их суммарная длительность совпала с длительностью двух нот.

Остановки ↓
http://library.klandaic.com/music/solfe/sol%20(121).jpg

Люфтпауза (люфт-пауза)

Небольшая пауза для вдоха в духовых инструментах и снятия руки на фортепиано. Обычно не влияет на темп произведения.

http://library.klandaic.com/music/solfe/sol%20(122).jpg

Цезура

Короткий период тишины неопределённой длительности. В оркестре длительность задается дирижёром.

 
 http://klandaic.com/library/music/m%20(168).jpg

Альтерация

Символы альтерации изменяют высоту некоторых нот. Так, случайные символы альтерации действуют на все ноты, стоящие на той же линейке, начиная от самого символа альтерации и до начала следующего такта или другого случайного символа альтерации на той же линейке.

http://library.klandaic.com/music/solfe/sol%20(123).jpg

Бекар (знак отказа)

Отменяет действие любого другого символа альтерации.

http://library.klandaic.com/music/solfe/sol%20(124).jpg

Бемоль

Понижает высоту ноты на один полутон.

http://library.klandaic.com/music/solfe/sol%20(125).jpg

Дубль-бемоль (дважды бемоль)

Понижает высоту ноты на два хроматических полутона.

http://library.klandaic.com/music/solfe/sol%20(126).jpg

Диез

Повышает высоту ноты на один полутон.

http://library.klandaic.com/music/solfe/sol%20(127).jpg

Дубль-диез (двойной диез)

Повышает высоту ноты на два хроматических полутона.

Знаки применяются в микротоновой музыке:

http://library.klandaic.com/music/solfe/sol%20(128).jpg

Полтора бемоля или полутора бемоль

Понижает высоту ноты на три четверти тона. Обозначение состоит из знака бемоль и пол-бемоля (обозначение может быть и другим, см. ниже четверть тоновый бемоль).

http://library.klandaic.com/music/solfe/sol%20(129).jpg

Четверть тоновый диез или полу диез

Повышает высоту ноты на четверть тона.

http://library.klandaic.com/music/solfe/sol%20(130).jpg

Полтора диеза или полутора диез

Повышает высоту ноты на три четверти тона

http://klandaic.com/library/music/m%20(169).jpg

Ключевые знаки альтерации (то есть стоящие непосредственно после ключа) действуют на все одноимённые ноты нотоносца, например, ключевой диез, стоящий на линейке с нотой «фа» будет означать, что все ноты «фа» во всех тактах и октавах при исполнении должны быть повышены на полтона. Ключевые знаки альтерации применяются для задания тональности, записанной на нотоносце музыки. Поэтому ключевые знаки альтерации могут появляться только в определённом порядке, в соответствии с квинтовым кругом тональностей.

http://library.klandaic.com/music/solfe/sol%20(131).jpg

Бемольные тональности

В таком порядке появляются ключевые бемоли при записи в скрипичном ключе: си, ми, ля, ре, соль, до, фа.

http://library.klandaic.com/music/solfe/sol%20(132).jpg

Диезные тональности

В таком порядке появляются ключевые диезы при записи в скрипичном ключе: фа, до, соль, ре, ля, ми, си.

http://klandaic.com/library/music/m%20(170).jpg

Метр

Произведение, как правило, делится на фрагменты одинаковой длительности, называемые тактами. Такт разделён на доли, их количество и длительность определяют размер такта, который, в свою очередь, задаёт метр всего произведения. Применяются следующие обозначения размера:

http://library.klandaic.com/music/solfe/sol%20(133).jpg

Произвольный размер

Число сверху (числитель) задаёт количество долей в такте, а число снизу (знаменатель) — длительность одной доли (например, число 4 снизу будет означать длительность доли, равную четвертной ноте).

http://library.klandaic.com/music/solfe/sol%20(134).jpg

Четыре четверти

Сокращённое обозначение размера с четырьмя долями по четверти. Эквивалентно обозначению 4/4.

http://library.klandaic.com/music/solfe/sol%20(135).jpg

Alla breve (Алла бреве)

Обозначение двудольного размера с долей в 1/2. Эквивалентно обозначению 2/2

http://library.klandaic.com/music/solfe/sol%20(136).jpg

Темп метронома

Ставится в начале записи или при смене темпа. Это обозначение позволяет задать точное значение темпа произведения, определяя, сколько раз в минуту должна уложиться указанная длительность. В примере задаётся длительность четвертной ноты в 0,5 секунды (то есть в минуту прозвучат 120 четвертных нот).

Объединение нот

http://library.klandaic.com/music/solfe/sol%20(137).jpg

Лига связующая

Объединение длительностей нот. Ноты, объединённые лигой, исполняются как одна нота с длительностью, равной сумме длительностей объединяемых нот. Символ лиги применяется также в тех случаях, когда надо записать ноту с длительностью больше одного такта.

http://library.klandaic.com/music/solfe/sol%20(138).jpg

Лига фразировочная

Означает, что две ноты должны быть извлечены одним движением, на одном дыхании, или (для не смычковых и не духовых инструментов) объединённо в одну фразу. Отличие от связующей лиги в том, что фразировочная лига объединяет ноты разной высоты.

http://library.klandaic.com/music/solfe/sol%20(139).jpg

Легато

Ноты, отмеченные этим знаком, должны исполняться слитно, без промежутков между ними. Иногда неотличимо от фразировочной лиги.

http://library.klandaic.com/music/solfe/sol%20(140).jpg

Глиссандо

Плавный переход от одной ноты к другой.

http://library.klandaic.com/music/solfe/sol%20(141).jpg

Лигатура

Применяется при записи музыки для смычковых инструментов. Показывает движение смычка.

http://library.klandaic.com/music/solfe/sol%20(142).jpg

Аккорд, или созвучие

Несколько нот, извлекаемых одновременно. Созвучие из двух нот называется гармоническим интервалом.

http://library.klandaic.com/music/solfe/sol%20(143).jpg

Арпеджио (Арпеджиато)

Ноты играются последовательно, одна за другой. Общая длительность созвучия при этом не меняется.

Динамика Обозначения силы звука задают относительную громкость (интенсивность) исполняемых звуков.
http://library.klandaic.com/music/solfe/sol%20(144).jpg

Piano pianissimo [Пиано пианиссимо] или Pianississimo [Пианиссиссимо]

Обозначение самого тихого возможного звука (хотя в некоторых сочинениях классиков можно встретить и обозначения «пианиссимо пианиссимо»).

http://library.klandaic.com/music/solfe/sol%20(145).jpg Pianissimo [Пиани́ссимо] Очень тихо.
http://library.klandaic.com/music/solfe/sol%20(146).jpg Piano [Пиа́но] Тихо.
http://library.klandaic.com/music/solfe/sol%20(147).jpg Mezzo-piano [Меццо-пиано] Умеренно тихо.
http://library.klandaic.com/music/solfe/sol%20(148).jpg

Mezzo-forte [Меццо-форте]

Умеренно громко. Если обозначения динамики отсутствуют, меццо-форте считается громкостью по умолчанию.

http://library.klandaic.com/music/solfe/sol%20(149).jpg Forte [Фо́рте] Громко.
http://library.klandaic.com/music/solfe/sol%20(150).jpg Fortissimo [Форти́ссимо] Очень громко.
http://library.klandaic.com/music/solfe/sol%20(151).jpg

Forte fortissimo [Форте фортиссимо] или Fortississimo [Фортиссиссимо]

Обозначение максимально возможной громкости звука.

http://library.klandaic.com/music/solfe/sol%20(152).jpg

Sforzando [Сфорцандо]

Неожиданное резкое увеличение громкости (буквально: «напрягая силы»)

http://library.klandaic.com/music/solfe/sol%20(153).jpg

Crescendo или cresc. [Крещендо]

Постепенное увеличение силы звука.

http://library.klandaic.com/music/solfe/sol%20(154).jpg

Diminuendo или dim. [Диминуэндо] (или decrescendo [декрещендо])

Постепенное уменьшение силы звука.

Rinf., rf., rfz.  Rinforzando или rf. [Ринфорцандо] Внезапное усиление звука.

Артикуляция

Символы артикуляции определяют особенности исполнения звуков. Один и тот же символ артикуляции может означать несколько разных приёмов для разных музыкальных инструментов. Обозначение символа может располагаться как сверху нотного стана над нотой, так и снизу — под нотой.

http://klandaic.com/library/music/solfe/sol%20(155).jpg

Стаккато

Коротко, отрывисто. Обозначение того, что нота должна прозвучать короче своей длительности (как правило, вполовину).

http://library.klandaic.com/music/solfe/sol%20(156).jpg

Стаккатиссимо

Предельно коротко. Обозначение того, что звук должен прозвучать максимально коротко, отрывисто, с резкой атакой. Длительность ноты на это обозначение не влияет, она указывает лишь на промежуток времени, спустя который наступает звучание следующего звука.

http://library.klandaic.com/music/solfe/sol%20(157).jpg

Акцент

Нота, отмеченная знаком акцента, должна прозвучать немного громче соседних неакцентированных нот. В случае сложного метра у относительно сильной ноты располагаеся один знак, у сильной ноты — два, один под другим.

http://library.klandaic.com/music/solfe/sol%20(158).jpg

Пиццикато левой рукой или Зажатая нота

Нота в партии струнных инструментов, исполняемая щипком пальца левой руки (обычное пиццикато исполняется правой рукой, освобождённой от смычка), пальцы которой обычно используются для зажатия струны. В партиях валторн этот знак обозначает, что звук извлекается при засурдиненном рукой раструбе.

http://library.klandaic.com/music/solfe/sol%20(159).jpg

Щёлкающее пиццикато

Нота, исполняемая щипком на струнных инструментах. В отличие от обычного пиццикато струна щиплется с такой силой, чтобы при отскоке она ударялась о корпус инструмента. Впервые применено Белой Бартоком.

http://library.klandaic.com/music/solfe/sol%20(160).jpg

Натуральный флажолет или Открытая нота

На струнных инструментах обозначает, что нота извлекается как натуральный флажолет. Однако часто этот знак употребляется для флажолетов вообще, как натуральных, так и искусственных. Употребляется также для обозначения «флажолетов» (звуков, извлекаемых передуванием при помощи октавного клапана) в партиях деревянных духовых (особенно флейт). В партиях медных духовых инструментов этот знак употребляется для обозначения открытых, не засурдиненных звуков.

http://library.klandaic.com/music/solfe/sol%20(161).jpg

Тенуто

Знак имеет два значения. Обычно указывает на то, что нота должна исполняться с полным выдерживанием её длительности, без возникновения паузы между соседними нотами, но при этом, в отличие от легато, с заметной атакой (non legato). Также может употребляться для обозначения лёгкого акцента (особенно в джазовой музыке). Комбинация знаков тенуто и стаккато обозначает особое звукоизвлечение, среднее между стаккато и тенуто, называемое портато.

http://library.klandaic.com/music/solfe/sol%20(162).jpg

Фермата

Длительность ноты и созвучия оставляется на усмотрение исполнителя. Часто символ ферматы применяется для указания паузы между частями пьесы.

http://library.klandaic.com/music/solfe/sol%20(163).jpg

Смычок вверх

Для смычковых инструментов этот символ предписывает играть ноту движением смычка вверх. Для щипковых инструментов этот символ указывает направление штриха плектра сверху вниз.

http://library.klandaic.com/music/solfe/sol%20(164).jpg

Смычок вниз

Для смычковых инструментов этот символ предписывает играть ноту движением смычка вниз. Для щипковых инструментов этот символ указывает направление штриха плектра снизу вверх.

Мелизмы

Мелизмы позволяют заменить ноту небольшими распространёнными мелодическими фигурами.

http://library.klandaic.com/music/solfe/sol%20(165).jpg

Вибрато

Быстрое и периодическое небольшое изменение высоты звучания.

http://library.klandaic.com/music/solfe/sol%20(166).jpg

Трель

Быстрая последовательная смена тона основной ноты и повышенного тона в течение длительности ноты. Может сопровождаться волнистой горизонтальной линией, если длительность трели должна превышать длительность ноты.

http://library.klandaic.com/music/solfe/sol%20(167).jpg

Мордент

Внутри длительности ноты вставляется ещё одна, повышенная или пониженная на тон или полутон. В первом случае мордент называется верхним, во втором — нижним. Верхний мордент изображён на рисунке, нижний обозначается так же, только с вертикальной линией посередине.

http://library.klandaic.com/music/solfe/sol%20(168).jpg

Группетто

Комбинация из последовательных верхнего и нижнего мордента. Если символ группетто перевёрнут, сначала исполняется нижний мордент, потом верхний.

http://library.klandaic.com/music/solfe/sol%20(169).jpg

Форшлаг (долгий форшлаг)

Первая нота (обозначенная маленьким символом), составляющая половину длительности основной ноты (символ нормального размера), исполняется за счёт длительности основной ноты.

http://library.klandaic.com/music/solfe/sol%20(170).jpg

Форшлаг (перечёркнутый, или короткий, форшлаг)

Длительность дополнительной ноты — очень маленькая, и так же, как и в случае с форшлагом, она исполняется за счёт длительности основной или предшествующей ноты.

Перенос на октаву

Знаки переноса октав — октавные пунктиры — повышают либо понижают высоту записанных нот на одну или две октавы, что в некоторых случаях позволяет избежать большого числа добавочных линий

http://library.klandaic.com/music/solfe/sol%20(171).jpg

Выше на октаву (итал. ottava alta)

Ноты под пунктирной линией исполняются на октаву выше, чем записано.

http://library.klandaic.com/music/solfe/sol%20(172).jpg

Ниже на октаву (итал. ottava bassa)

Ноты под пунктирной линией исполняются на октаву ниже, чем записано.

http://library.klandaic.com/music/solfe/sol%20(173).jpg

Выше на две октавы (итал. quindicesima alta)

Ноты под пунктирной линией исполняются на две октавы выше, чем записано

http://library.klandaic.com/music/solfe/sol%20(174).jpg

Ниже на две октавы (итал. quindicesima bassa)

Ноты под пунктирной линией исполняются на две октавы ниже, чем записано.

Чаще при указании переноса нот на октаву (или две) вверх пунктирная линия с числом 8 (или 15) помещается над этими нотами, а при переносе на октаву (или две) вниз — под ними:

Повторения и окончания

http://library.klandaic.com/music/solfe/sol%20(175).jpg

Тремоло (знак повторения ноты или группы нот)

Обычно очень быстрое повторное извлечение ноты, интервала или аккорда. Символ может стоять между двумя нотами (интервалами, аккордами), обозначая быстрое поочерёдное повторение нот (групп нот) отличных по высоте. Частота повторения зависит от числа рёбер между обозначаемыми нотами. Количество нот определяют исходя из того, что их суммарная длительность равна длительности самой ноты с тремоло.

http://library.klandaic.com/music/solfe/sol%20(176).jpg

Повтор

Обозначает повтор долей, целого такта или двух тактов. То есть указывает на то, что вместо него исполняется последовательность нот, начиная от ближайшей тактовой линии и до него.

http://library.klandaic.com/music/solfe/sol%20(177).jpg

Реприза (знаки повторения части произведения)

Обозначают повторяющуюся часть произведения. Если левый символ репризы отсутствует, это означает, что повторять нужно с самого начала. При отсутствии вольты повтор производится однократно.

http://library.klandaic.com/music/solfe/sol%20(178).jpg

Вольта (используется совместно с репризой)

Вольта с номером 1 располагается над нотами в репризе, а остальные идут непосредственно за репризой, по порядку.

При повторном исполнении нот в репризе, ноты с вольтой 1 заменяются на ноты, стоящие под вольтой с номером, соответствующим порядку повторения.

http://library.klandaic.com/music/solfe/sol%20(179).jpg

Da capo (с начала)

Переход на начало произведения. Может сопровождаться пояснением al fine — до конца, или al coda — до знака «кода».

http://library.klandaic.com/music/solfe/sol%20(180).jpg

Dal segno (со знака сеньо)

Повтор, начиная со знака «сеньо». Может сопровождаться пояснением al fine — до конца, или al coda — до знака «кода».

http://library.klandaic.com/music/solfe/sol%20(181).jpg

Segno (сеньо)

Отметка, используемая совместно с аббревиатурой Dal segno.

http://library.klandaic.com/music/solfe/sol%20(182).jpg

Coda (кода)

Отметка окончания произведения. Применяется вместе с аббревиатурами D.S. al coda и D.C. al coda.

Прочие  Эти обозначения применяются для записи произведений для фортепиано:

http://library.klandaic.com/music/solfe/sol%20(183).jpg

Нажать педаль

Предписывает пианисту нажать правую педаль.

http://library.klandaic.com/music/solfe/sol%20(184).jpg

Снять педаль

Предписывает пианисту снять правую педаль.

http://library.klandaic.com/music/solfe/sol%20(185).jpg

Произвольная педаль

Более точное управление правой педалью. Нижнее положение линии означает нажатое состояние педали, верхнее — снятое.

Крассочная

Г. Ф. Калинина

Сольфеджио

Рабочая тетрадь 2 класс

Москва 2015

Дорогие ребята !

Перед Вами - рабочая тетрадь по сольфеджио, которая поможет Вам изучить основы музыкальной грамоты в занимательной форме.

Регулярно выполняя предложенные задания на уроках, и дома, Вы приобретёте прочные навыки и знания, разовьёте свои творческие способности, внимание, память, что поможет Вам в дальнейших занятиях музыкой.

Желаю успехов!

Содержание:

Краткие сведения по музыкальной грамоте

Мажорные гаммы 

Минорные гаммы 

Интервалы

Аккорды

Длительности. Ритм. Размер. Паузы

Творческие задания

Калинина Галина Федоровна. Сольфеджио. Рабочая тетрадь. 2 класс. - М., 2015 г.

Рабочая тетрадь по сольфеджио для учащихся 2 класса ДМШ и ДШИ -экспериментальное издание, дополняющее существующие учебники разнообразными видами практических и творческих заданий, регулярное выполнение которых (как на уроках, так и при домашней подготовке к ним), позволяет добиваться высокой эффективности в освоении учебной программы и значительного повышения интереса к изучаемому предмету.
Издатель: Калинина /О. В. 109369, Москва, а/я 19
Отпечатано ч ОАО «Подольская фабрика офсетной печати». 142JOO, Московская обл., г. Подольск. Революционный проспект. SO 42. Заказ М' 16469. Тираж 15000 жз.


























































Вернуться к началу Рабочей тетради  

Всего-доброго!


  Переводчик Помощь Обратная связь Посмотреть галерею сайтов  Саздай свой мир icards