Хор
Хор
(др.-греч. χορоς —
толпа) — хорово́й коллектив, пе́вческий коллектив,
музыкальный ансамбль, состоящий из певцов (хористов, артистов хора);
совместное
звучание человеческих голосов.
Хор
отличается от вокального ансамбля (вокального трио, квартета, квинтета
и т. д.)
наличием как минимум двух (по П. Чеснокову, трёх) или более человек
исполняющих
одну и ту же партию.
Хором
руководит дирижёр или хормейстер. Руководителя церковного хора называют
регентом.
Чаще всего
хор включает в себя четыре хоровые партии: сопрано, альты, тенора,
басы. Но
количество партий в принципе не ограничено так как каждая из этих
основных
партий может делиться на несколько относительно самостоятельных партий
(это
явление у музыкантов называется дивизи): в партесных концертах Василия
Титова
12 и более хоровых партий; «Stabat Mater» Кшиштофа
Пендерецкого написана для
тройного хора по 4 голоса в каждом (в общей сложности 12 хоровых
партий).
Хор может
петь в сопровождении инструментов или без них. Пение без сопровождения
называется пением a cappella. Инструментальное сопровождение может
включать в
себя практически любой инструмент, один или несколько, или целый
оркестр. Как
правило на репетициях хора в процессе разучивания произведения,
написанного для
хора с оркестром, оркестр временно заменяется фортепиано; также
фортепиано
используется как вспомогательный инструмент при разучивании хоровых
произведений a cappella (капелла).
Одними из
первых певческих коллективов были древнегреческие хоры,
использовавшиеся во
время трагедий. Но в отличие от современной драматургии и театра сам он
не
являлся персонажем, а выполнял роль общественного мнения, определявшего
выбор
других персонажей. Древнегреческий хор всегда пел в один голос либо без
сопровождения, либо под китару, также игравшую в унисон с хором.
Раннее
христианство переняло античную традицию, и до X—XII веков
хоры пели только в
унисон или октаву. Затем началось разделение голосов на низкие и
высокие и
появление для них различных партий. До XV (а в церковном песнопении
— до XVII
века) в хоре состояли только мужчины (исключение — хоры
монашек).
Типы
хоровых коллективов
Под
наименованием тип хора понимают характеристику исполнительского
коллектива по
составляющим группам певческих голосов. Известно, что певческие голоса
распределяются на три группы — женские, мужские и детские.
Таким образом, хор,
объединяющий голоса одной группы, называется однородным, а хор, имеющий
комбинации из женских (или детских) и мужских голосов или певческих
голосов
всех групп, зовется смешанным. В исполнительской практике
распространены четыре
типа хоров: женские, мужские, детские, смешанные;
смешанный
хор (наиболее
распространенный тип хора)
— состоит из женских и мужских голосов. Женские голоса
составляют партии
сопрано и альтов, мужские голоса составляют партии теноров и басов.
Внутри
каждой партии обычно бывают подразделение на первые (более высокие) и
вторые
(более низкие) голоса: сопрано I и II, альты I и II, тенора I и II,
басы I и
II;
хор
мальчиков и юношей —
состоит из тех же четырех основных
партий, что и смешанный, но партию сопрано исполняют мальчики,
именующиеся
дискантами, партию альтов — низкие мальчиковые голоса; партии
теноров и басов в
таком хоре, так же как и в смешанном, исполняются мужчинами;
мужской
хор —
состоит из теноров и басов, с
подразделением каждой партии на два голоса: первые (высокие) и вторые
(низкие)
тенора и первые и вторые басы. Партия первых теноров может быть
расширена за
счет певцов-контратеноров, поющих (фальцетом) еще более высокую партию,
по
тесситуре находящуюся за пределами обычного мужского голосового
диапазона;
женский
хор —
состоит из сопрано и альтов, с
подразделением каждой партии на два голоса: первые и вторые сопрано и
первые и
вторые альты;
детский
хор —
состоит из двух партий: сопрано
(дискантов) и альтов, иногда из трёх — сопрано (дискантов) I
и II, и альтов;
возможны и другие варианты.
Минимальное
количество певцов в одной хоровой партии — 3 человека.
С точки
зрения манеры пения различают:
академические
хоры —
поющие в академической манере.
Академическая манера пения основана на принципах и критериях
музыкального
творчества и исполнительства, выработанные профессиональной музыкальной
культурой и традициями многовекового опыта оперного и камерного жанров;
народные
хоры —
поющие в народной манере.
Жанровыми признаками русских народных хоров являются: опора на местную
или
областную традицию бытового народного пения; использование натурального
регистрового звучания голосов; подголосочно-полифонический распев песни
как
основа хорового многоголосия.
Виды
хорового пения
По
количеству участников различают:
вокально-хоровой
ансамбль — от
12 до 20 участников;
камерные
хоры — от
20 до 30-50 участников;
средние
хоры — от
40 до 60-70 участников;
большие
хоры — от
70 до 120 участников;
сводные
хоры — до
1000 участников, собираются на
время из разных коллективов. Такие составы имеют статус
«хеппининг-перформанс»
и не относятся собственно к исполнительскому искусству, так как
представляют собой
скорее пропагандно-просветительское направление.
Хоры могут
иметь разный статус, например, профессиональные, любительские
(самодеятельные),
церковные и учебные хоры.
Хоровое
пение является одним из основных видов
музыкально–практической деятельности
учащихся на уроках музыки в начальной школе. В условиях массового
музыкального
образования и воспитания оно выполняет несколько функций.
Во–первых,
разучивая и исполняя произведения хорового репертуара, учащиеся
знакомятся с
разноплановыми музыкальными сочинениями, получают представления о
музыкальных
жанрах, их интонационно–образных особенностях, осваивают
некоторые черты
фольклора и музыкальный язык произведений профессиональных композиторов.
Во–вторых,
хоровое пение на уроках решает задачи развития слуха и голоса учащихся,
формирует объем певческих умений и навыков, необходимых для успешного
обучения
вообще: память, речь, слух, эмоциональный отклик на различные явления
жизни,
аналитические умения.
В настоящее время появляются новые методики вокально–хорового воспитания детей, основанные преимущественно на использовании грудного звучания голоса. Сторонниками таких взглядов являются Д. Е. Огороднов и его последователи. Своей главной задачей данная методика ставит бережное воспитание голоса, обогащение его естественного тембра и на этой основе комплексное развитие всех музыкальных способностей. По мнению Огороднова, современная методика музыкального воспитания должна быть комплексной, чтобы развивать все задатки творческих способностей учащихся, в том числе их музыкальные способности, интеллектуальную и эмоциональную активность. Обучение детей пению, приобщение их к прекрасному является мощным средством воспитания и развития.
Кликнуть на фотографию, чтобы послушать хор. |